четверг, 21 сентября 2017 г.

О детской лени, низкой мотивации и родительских ожиданиях

Довольно часто можно услышать от родителей, что ребенок ленив и у него совершенно отсутствует мотивация что-либо делать, особенно если это связано с "надо делать".
Сегодня я хочу поделиться мнением по этому поводу психотерапевта Ирины Млодик, приведя выдержки из ее книги: "Школа и как в ней выжить".
"Лень - явление значительно более сложное, чем может показаться на первый взгляд. В любом здоровом ребенке заложено много энергии на то, чтобы развиваться, расти, познавать, проявлять творческую активность. Поэтому от природы человек совершенно не ленив, он готов к познанию и деятельности. Мне кажется, все дело в упадке естественной энергии ребенка. Отчего это может происходить?
1. Дети чего-то не делают потому что не хотят.
То есть они "ленятся" удовлетворять не свою потребность. Если у ребенка нет хоть какой-нибудь "завалященькой" мотивации, пусть и компенсационной, еме неоткуда взять энергию на то, чтобы действовать. Энергия на выполнение действий будет неуклонно возрастать в зависимости от важности и силы желания. Собственное желание естественным образом немедленно перебивает важностью исполнение не своего желания (поэтому дети отвлекаются, мечтают, играют, болтают по телефону во время выполнения домашних заданий). Поэтому стоит сделать небольшой перерыв! 5-10 минут интенсивного балбесничанья могут придать новых сил на свершение учебных подвигов.
2. У детей отсутствует интерес.
Дело, которое не вызывает в нас живого интереса, откладывается и требуются силы, чтобы его начать. Заинтересованный ребенок свернет горы, скучающий ребенок часто не в состоянии справиться с атакующими его более явными и интересными потребностями и желаниями. Его произвольность, то есть умение себя заставлять, проявлять недюжинные волевые усилия, умение "ломать себя", еще не так развита, как у преспевающего в этом за более долгую жизнь взрослого. Заинтересовать ребенка часто требует труда от взрослых - вопитателей, родителей, учителей, и поэтому они переходят к тактике принуждения, чем окончательно могут убить нужную для любого дела энергию.
3. Большая часть энергии уходит на сопротивление принуждению.
Родительская позиция: "я знаю, как лучше" которая навязчиво транслируется ребенку с ожиданием того, что он немедленно выполнит как сказали, приводит к тому, что ребенок отказывается делать даже то, что сам очевидно хочет. Сопротивляющийся ребенок объявляется "ленивым", взрослые усиливают напор принуждения, ребенку ничего не остается. как усилить свое сопротивление. Мне кажется, чем меньше будет в жизни ребенка принуждения, тем вероятнее, что он будет быстро и радостно делать все необходимое. Принуждение вызывает тоску, злость, упадок сил, раздражение, ненависть. Сопростивление принуждению часто неосознанно и забирает много сил, добавляет ощущения вины  и стыда, которые тоже не способствуют энергетическому подъему. Договариваться, согласовывать сроки, учитывать обстоятельства, принимать точку зрения другого - другой способ. Если человек (даже ребенок) принимал участие в принятии решения, если это его собственный выбор, он с гораздо большей вероятностью выполнит все, что обещал.
4. Сильные подавленные чувства отнимают много энергии.
Ребенок может не хотеть в школу потому, что не осознает собственной тревоги, которая все время присутствует в нем и отнимает много сил. или он боится учительницы, или не хочет расстроить маму плохой оценкой, или находится в напряжении, ожидая насмешек ребят. На подавление страха и тревоги и особенно злости, уходит неимоверное количество сил и энергии. Если ребенок чего-то не делает, полезно выяснить, что за сильные чувства он переживает, которые вынужден скрывать даже от самого себя?
5. Энергию снижают ожидание неуспеха, неуверенность в себе.
Любому ребенку особенно тяжело заниматься тем, что ему удвется труднее всего. Особенно, если его усилия сопровождаются родительским нагнетанием: "Не будешь учиться - получишь двойку.." и т.д. Поднять энергию ребенка можно веря в него, в его способности и таланты, в его активность, упорство и трудолюбие, которые есть в любом человеке, но они часто невидимы из-за "замыленного" ожиданием неуспеха родительского глаза. всегда можно найти в ребенке то, что ему удается, всегда есть чему порадоваться его родителю и учителю при условии, что они вообще способны концентрироваться не только на детстких неудачах и провалах.
Таким образом, ленивых детей нет, есть не понявшие. чего хотят, не нашедшие свой интерес, сопротивляющиеся нажиму, подавляющие свои чувства, не верящие в свои силы."
 
 
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий